С древних времен без народных защитников в том или ином их проявлении ни одно общество не существовало: место мудрого и справедливого наставника, призванного отстаивать и защищать человеческие права, всегда было занято. Но чтобы подобный «герой» когда-нибудь получил государственный чин, при этом был независим и реально мог воздействовать на власть… Согласитесь, это скорее из области фантастики. Тем не менее, прообразом первого «идеального» правозащитника, находящегося на государственной службе и защищающего интересы граждан, в 19 веке стал именно «омбудсмен», ведомство которого впервые возникло в Швеции 1 марта 1809 года. Именно тогда парламентом скандинавской страны был назначен первый Уполномоченный по правам человека. Он принимал жалобы шведских граждан на несоблюдение законов и нарушение их администрацией.
Справка: омбудсмен в переводе со шведского языка означает - «защитник чьих-либо интересов», «человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены».
Почти полтора века институт омбудсмена не выходил за пределы скандинавских стран. И только после Второй мировой войны он получил постепенное развитие во всем мире. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.
А в Великобритании, стране с глубокими юридическими традициями, этот институт появился лишь в 1967 году. С невероятной вежливостью англичане переняли скандинавскую модель института омбудсмена, но со временем полностью изменили его структуру. В результате в Англии появился качественно новый институт. До сих пор парламентский Уполномоченный в Великобритании не имеет прямого контакта с гражданами, выступает лишь косвенно как их представитель. Он, в первую очередь, выполняет функции миротворца между гражданами и исполнительной властью. Однако в законе о парламентском уполномоченном указывается, что должность эта существует для того, чтобы сами «парламентарии были снабжены лучшими средствами для защиты граждан».
Уполномоченный по правам человека в Польше, медиатор во Франции, народный защитник в Испании, публичный советник в США, парламентский Уполномоченный по делам администрации в Великобритании. Сегодня институт омбудсмена существует во многих странах. Название народного правозащитника, находящегося на государственной службе в той или иной стране, отличается и по содержанию несет в себе глубокий отпечаток как общественной системы, в которой омбудсмену приходится существовать, так и менталитета народа, которого он призван защищать. Неизменной во всех государствах, несмотря на время и пространство, остается лишь его основная функция - содействие в деле восстановления нарушенных прав граждан.
Справка: сегодня омбудсмены появились и в международных организациях по защите прав человека. Так, комиссаром Совета Европы по правам человека является Томас Хаммарберг (Швеция).
Россия долго шла к тому, чтобы институт омбудсмена получил законность. 22 ноября 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял документ, согласно которому «предусматривается создание должности Парламентского Уполномоченного по правам человека, который подотчетен парламенту, назначается сроком на пять лет и обладает такой же неприкосновенностью, как и народный депутат». Этим документом была Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ. Именно с этого момента начался официальный отсчет в истории развития института Уполномоченного в нашей стране. Первым Уполномоченным по правам человека в РФ стал известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев, который был назначен на эту должность еще до принятия специального закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Он проработал в этом качестве с 1994 по 1995 годы. И лишь через несколько лет после его ухода 4 марта 1997 года обеими палатами Парламента России был принят Федеральный конституционный закон, который регламентировал деятельность российского омбудсмена. В нем было ясно прописано: Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен каким-либо должностным лицам и государственным органам.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
развитие международного сотрудничества в области прав человека;
правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
В 1998 году на должность Уполномоченного по правам человека в РФ после продолжительных споров по поводу кандидатуры нового правозащитника, был официально назначен Депутат Государственной Думы Орест Олегович Миронов.
13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова сменил Владимир Петрович Лукин. Во время назначения ныне действующий Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин подчеркнул следующее: «Базой для работы в этой должности является Конституция Российской Федерации и наша задача - приблизить ее к реальной жизни».
ГБПОУ МО "Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина" является государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением, находится в ведении Министерства образования Московской области.
Мы стремимся дать нашим студентам актуальное и современное образование, которое поможет им быстро добиться успеха.
Карта сайта | Схема проезда | Время работы | Посещаемость сайта