Начиная с 2011 года в России реализуется программа "Доступная среда". Доступная среда - это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов.
Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалибы будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее.
Программа "Доступная среда" для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения.
О специально оборудованных учебных кабинетах
Аудитории, в которых планируется реализация образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ, при необходимости оборудуются специальными местами и оборудованием.
Учебные кабинеты укомплектованы мультимедийной техникой, видеопроекторами, персональными компьютерами, что позволяет организовывать образовательный процесс максимально комфортно для обучающихся, не имеющих ограничений в здоровье, а также из числа лиц с ОВЗ и инвалидов.
На первых этажах учебные кабинеты имеют расширенный дверной проём, что обеспечивает проезд инвалидной коляски.
В учебном корпусе по адресу:
- Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.114;
Специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих тип 1 – (1 шт.), тип 2 – (5 шт.)
В учебных корпусах кабинетах по 2 рабочих места расположено следующее оборудование:
- Компьютеры
- Портативное устройство для чтения печатных материалов
- Электронный калькулятор (с речевым сопровождением)
- Прибор для плоского письма (18 строк)
- Линейка с тактильными метками (длина 30 см.)
- Треугольник с тактильными метками
- Транспортир с тактильными метками
- Портативное устройство для чтения цифровых книг
- Гарнитура
- Настольная лампа с лупой
Список оборудования (Доступная среда)
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В лаборатории для проведения практических занятий по информатике имеется специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих тип 1 – (1 шт.); тип 2 – (5 шт.).
Стационарный увеличитель.
Лаборатория расположена в Центральном корпусе по адресу Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.114.
О библиотеке, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В техникуме обеспечено комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Службой управления ресурсами обеспечивается сопровождение по направлениям:
– создание безбарьерной архитектурной среды, с условиями беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп обучающихся, обеспечение доступа к зданиям и сооружениям техникума, доступность путей движения, размещение средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов и лиц с ОВЗ и др.;
- организация специальных мест и оборудования аудитории, в которых реализуются образовательные программы для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- комплексная информационная система техникума, включающая использование визуальной, звуковой, тактильной информации для ориентации и навигации инвалидов и лиц с ОВЗ.
Службой содержания образования, конвергенции образовательных программ обеспечивается сопровождение по направлениям- сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ОВЗ;
- содействие трудоустройству выпускников – инвалидов и лиц с ОВЗ;
- организационно-педагогическое сопровождение обучающихся – инвалидов и лиц с ОВЗ, контроль над освоением образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и базовым или индивидуальным учебными планами;
- психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ, по результатам работы психолого-педагогического консилиума, обучающимся испытывающим сложности в усвоении учебного материала и/или в установлении межличностных взаимодействий с педагогами и/или обучающимися в процессе обучения; при дистанционном образовательном процесс – участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; адаптация элементов дополнительной внеурочной деятельности, оценка состояния обучающихся и определение необходимости оказания им дополнительной медико-психолого-педагогической помощи,
- социальное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ – выявление потребностей обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определение направления помощи в адаптации и социализации, оформление социальных выплат, выделение материальной помощи, стипендиального обеспечения; предоставление услуг медицинского кабинета медицинскими работниками других организаций;
- организацию студенческой волонтерской службы при поддержке Студенческого совета ГБПОУ КСТ, студенческого актива техникума для оказания волонтерской помощи инвалидам и лицам с ОВЗ.
Службой качества, контроля и развития обеспечивается сопровождение по направлениям:
- развитие и обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения;
- разработка адаптированных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- адаптация образовательных программ, учебной и производственной практик и государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц ОВЗ;
- сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Отделом координации кадрового и документационного обеспечения обеспечивается сопровождение по направлениям:
- обеспечение образовательного процесса кадрами соответствующей квалификации (по запросу);
- информирование о необходимости повышения квалификации работников, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.
Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного обучения базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях, проводимых в техникуме в соответствии с рабочей программой воспитания. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалиста.
Средства обучения и воспитания, в том числе: приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Дорожная карта по развитию инклюзивного образования на 2021-2025 гг.
Список оборудования (Доступная среда)
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
О специальных условиях питания
В столовых Гагаринского корпуса, Корпуса Красково и Угреши произведен ремонт с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья: заменены дверные блоки, вход расширен с учетом возможности прохода маломобильных групп населения, пол выровнен, покрыт антискользящей плиткой, устранены барьеры.
О специальных условиях охраны здоровья
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:
-интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
-мультимедийные установки (проектор, ноутбук);
-музыкальные центры;
-принтер Брайля;
-читающая машина для незрячих.
И другое оборудование, полный перечень показан в списке:
Список оборудования (Доступная среда)
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие не предоставляется.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие не предоставляется.